Айкидо




Рюшинкан
Рюшинкан
[Говорят мастера]
Оригинал статьи

Действительно ли Айкидо имеет реальное боевое применение? Часть 1

Peter Goldsbury, Professor of Philosophy at Hiroshima University and Chairman of the International Aikido Federation
Перевод: Сергей Фролов
// Источник: B.A.F. Newsletter, Март 2001, No 38

Этот вопрос возникает на всем протяжении существования Айкидо, и судя по тому, что к этой теме время от времени возвращаются, похоже однозначного ответа не найдено. Мне представляется, что этот вопрос имеет несколько аспектов, и я бы предпочел рассмотреть их по очереди.

Первый аспект относится к тому, что из себя представляет конечный результат занятий Айкидо, то есть действительно ли Айкидо способно выполнять те задачи, которое оно призвано выполнять? Являются ли требования, поставленные перед Айкидо достижимыми? Всегда ли техники проходят на новичках? (Способен ли опытный Айкидока осуществить техники на новичках? - дословно.)

Другой аспект связан непосредственно с процессом: может ли Айкидо сравниваться с другими видами боевых искусств? Сколько времени бы понадобилось, чтобы начать на практике применять те техники, которыми я обучался овладевать? Здесь я бы хотел заметить одну вещь - подобные вопросы задают только за пределами Японии. В самой Японии, в стране с древними традициями боевых искусств, никто даже не усомниться, что хороший айкидока без особых проблем справиться с конфликтной ситуацией, если таковая произойдет, что само по себе означает применение айкидокой технических навыков. Однако, традиционный вопрос диванных мастеров боевых искусств ("что будет, если однажды темной ночью, в подворотне восьмой дан по Каратэ повстречает восьмой дан по Айкидо?"…) здесь в Японии никогда не задают. Даже студенты университетов, которые имеют широкий выбор, какими боевыми искусствами заниматься, никогда не руководствуются в своем выборе тем, какое из них наиболее "реальное" или более "прикладное". Например, в Университете Хиросима ведутся занятия по дзюдо, кендо, Айкидо (три различных клуба с тремя различными стилями), каратэ, таеквон-до, шоринджи, сумо и кик-боксингу, и вы можете выбрать любой. Наблюдая занимающихся, можно видеть, что в каждом клубе проходят весьма напряженные занятия, но даже через четыре года упорных тренировок, выпускникам университета далеко еще не все удается, даже в учебной и тренировочной атмосфере додзе.

Действительно ли Айкидо является системой самозащиты?

Безусловно. Вне всякого сомнения. Я сам начал заниматься Айкидо исходя не из соображений боевого аспекта, позволяющего овладеть устрашающими навыками мордобоя, но больше из миролюбивых соображений. Здесь нет соревновательности и прогресс одного не связан с количеством выигранных или проигранных боев. Тренируясь с партнером, постоянно меняясь с ним ролями уке и тори, мы прогрессируем вместе.

Я не относился серьезно к вопросу о том, действительно ли Айкидо является реальным боевым искусством или нет, пока не получил свой 3-й или 4-й дан и не достиг уровня, когда я смог достаточно объективно оценивать работу инструкторов более высокого уровня.

За свою "айкидошную" жизнь я имел счастье тренироваться у таких признанных мастеров Айкидо как Осава-сэнсэй (Кисабуро), Окумура-сэнсэй, Ямагучи-сэнсэй, Арикава-сэнсэй, Тада-сэнсэй, Фуджита-сэнсэй, Ямада-сэнсэй, Чиба-сэнсэй, Канаи-сэнсэй, не говоря уже о том, что провел много лет, тренируясь у нашего Технического Директора Минору Канецуки-сэнсэя. Каждый их этих признанных мастеров Айкидо по-своему выполняет базовые техники, имеет свои излюбленные техники и движения, что затрудняет объективно оценивать Айкидо. Тем не менее, несмотря ни на что, мой опыт работы с такими шиханами, как Ямагучи-сэнсэй, Арикава-сэнсэй, Тада-сэнсэй, Чиба-сэнсэй и Канецука-сэнсэй, заставил меня убедиться в том, что Айкидо не только эффективно, как система самообороны, но и также имеет много других преимуществ.

Несколько лет назад я участвовал в семинаре в японском городе Катсура, организованный под эгидой Ниппон Будокан. Это был международный семинар, в котором принимали участие мастера девяти видов боевых искусств, ставший с тех пор ежегодным. Здесь были представлены: дзюдо, кендо, айкидо, каратэ, нагината, дзюкендо, сумо, кюдо и шоринджи кемпо. Мастера этих единоборств, демонстрируя свои умения, представили удивительное зрелище. Айкидо было представлял Фуджита Масатаке-сэнсэй, а каратэ - Канадзава Хироказу-сэнсэй (он первый стал преподавать каратэ в стенах Рюшинкан-додзе). Все участники семинара имели по крайней мере степень шодан и одним из условий этого семинара было то, чтобы каждый из участников попробовал бы себя в другом виде единоборств. Я выбрал нагината и получил совершенно обескураживающий опыт. Нагината представляет из себя длинный шест, как дзе, но с острым лезвием на конце. Обычно занятия с ним практикуют только женщины (по неофициальной причине, что мужчины слишком сильны в своей верхней части тела, чтобы ловко управляться с этой алебардой). Этот опыт остудил мой пыл "объективно" сравнивать различные виды единоборств: напористые японские бабульки, славящиеся своей способностью быть всегда первыми в очереди на поезд или автобус, обладали восьмыми данами в нагината и запросто орудовали зонтиком как холодным оружием. В действительности, весь семинар был бы прекрасным ответом на вопрос о том, какой вид боевого искусства более "реально" и "эффективно", но этот вопрос просто не задавался. Это было и так очевидно, что какой бы вид вы не выбрали, практикуясь и совершенствуясь в нем, вы обретете те навыки, на которые вы расчитывали.

Тем не менее, по прошествию лет тренировок, занимающийся все же задается вопросом объективной оценки изучаемых техник, и я предлагаю на этот счет, с высоты своего опыта, несколько комментариев.

  1. Когда я начал заниматься айкидо в АГБ Чипсвик-додзе и затем продолжил в БФА Рюшинкан-додзе, здесь было принято наносить реальную атаку, чтобы техники могли работать реально. В Чипсвике надо было начинать атаку самому (иначе, с тобой самим могли случиться очень неприятные вещи) и в Рюшинкан-додзе базовой техникой было кататэ-дори или шомэн-учи, выполняемых весьма сурово. Я до сих пор верю, что если базовые техники 1-кё или 2-кё не проходят на "неуклюжих" новичках, то это означает, что что-то не так с вашей техникой.
  2. Изначально предполагается, что все техники одинаково эффективны, но я полагаю, что в действительности, некоторые техники все же более эффективны, чем другие, просто в силу их содержания. Например, весьма затруднительно будет для неискушенного айкидоки провести 4-кё на сильном и гибком запястье человека тренированного выдерживать сильную боль. С другой стороны, шихо-наге, даже проведенное новичком, может быть весьма ощутимо, поскольку эта техника способна нанести наиболее серьезные увечья в айкидо вообще. Однако, я думаю, что ханми-хандачи шихо-наге ура слишком сложно для исполнения, не сказать, что просто не возможно, против оппонента, который знаком с техникой, знает, что происходит и двигается вместе с техникой.
  3. Даже у мастеров высокого уровня бывают случаются ошибки при демонстрации техники, хотя конечно у шиханов они случаются крайне редко. С другой стороны, практика работы с выбранным уке весьма проблематична, опытный шихан должно быть способен работать с уке любого уровня подготовки. Работа с молодыми, гибкими уке более зрелищна и приятно для эго тори, однако есть опасность подспудного прокрадывания в эго необоснованного чувства того, что работа тори лучше, чем есть на самом деле. С другой стороны, справедливости ради, надо сказать, что иногда самые искушенные уке не справляются с работой мастеров, что было продемонстрировано на семинарах Тада Хироши-сэнсэй (девятый дан).
  4. Айкидо считается стилем, образованным смешением идей Дайто-Рю Дзю-Джицу и Омото-Ке, плюс все, что вошло из других единоборств, которыми занимался О'Сэнсэй. Мне кажется, что О'Сэнсэй сделал мудрый выбор, обратившись к Дайто-Рю. Однако, в Сокаку Такеда он встретился с одним из последних мастеров старого стиля, который колесил по Японии в поисках других мастеров и задирая обидными оскорблениями, провоцировал их на потасовку, обещая всех без разбора покоцать и замочить в сортире. Похоже, он действительно был крутым дядькой, поскольку все, с кем он махался либо сдавались, либо сбегали, как позорные трусы, либо становились его учениками. В то время, когда он жил, дуэли были обычным делом, но когда я прибыл в Японию 20 лет назад, то первое, что я услышал, был запрет использовать техники айкидо за пределами додзе, и чтобы я никогда даже не думал подражать Такеда-сэнсэю. Так что, ответ на вопрос, какое из единоборств наиболее эффективно остается до сих пор невыясненным. Так что в случае, если вдруг 8-й дан айкидо схлестнется с 8-м даном каратэ, о чем в сущности это может говорить? То, что у айкидоки был плохой день? Что каратэ превосходит айкидо? Я сильно в этом сомневаюсь.
  5. Как правило, айкидоки не очень умелые в атаке и я видел, как некоторые инструкторы обучают тори начинать атаку, провоцируя уке отвечать на нее. Но это не решает главную проблему: айкидо представляют защитной системой и из этого следует неутешительный вывод, что тренирующиеся остаются плохими бойцами. На мой взгляд, это глупость. Только потому, что айкидо представляет из себя защитную систему единоборств (в айкидо нет соревнований и атаки не входят в официальную часть обучения), вовсе не значит, что айкидоки не способны эффективно атаковать. Когда я был в Бостоне, атаки тзуки были весьма эффективны, просто потому, что Канаи-сэнсэй практиковал каратэ и ставил своим ученикам выполнение тзуки в стиле каратэ. Кроме того, по-моему все старые шиханы Хомбу занимались какими-либо боевыми искусствами до того, как присоединились к О'Сэнсэю, поэтому для них просто не существовало вопросов относительно умения атаковать. В настоящее время, я иногда поражаюсь "умению" некоторых занимающихся выполнять удар тзуки в "суицидальном" стиле, открывая себя полностью для любых контратак. Это одна из причин, почему я считаю, что необходимо и так важно практиковаться с оружием. Также важно уделять достаточно времени ударной технике. Каратэ и кик-боксинг обладает широким набором ударных техник и айкидокам необходимо уметь достойно противостоять им. Обычное базовое упражнение в Айкидо кататэ-дори, например, выглядит само по себе неэффективно. "Ну хорошо, со временем вы научитесь таким техникам", - похоже очень горький ответ, поэтому я действительно рад тем тренировкам против ударной техники несколько лет назад в Хиросиме. Однако защита от таких техник никогда не была частью программы обучения Айкидо.

См. также:

 
© Рюсинкан.ру