Айкидо




Рюшинкан
Рюшинкан
[Беседы с сэнсэем]

Основы айкидо из Будо Реншу Основателя

Peter Megann, B.A.F. General Secretary
У Канэцука Сэнсэя взял интервью Питер Меганн.

П.М.: С начала этого года как здесь так и заграницей Вы строили свои курсы на множестве базовых движений тай-сабаки, ссылаясь на выдержки и иллюстрациями из "Будо Реншу" ("Тренировка Будо") Киссемару Уэсиба-О*. Не могли бы Вы объяснить, Сэнсэй, важность, которую Вы явно придаете этой работе?

К.С.: После опубликования "Будо Реншу" в Англии в 1978, я много изучал книгу в ранних 80-х. Потом я сосредоточил свое изучение на развитии низкой позиции и на том, как сохранить собственные баланс и не бороться с силой. И я узнал много вещей из тренировок кеса-гири, работая мечом с Кашима. Не тренировка многих техник, а только нескольких базовых движений. Только простые движения, но повторение их снова и снова. И не только в одном направлении, но разрубая впереди и разрубая сзади. Это как в айкидо: тэнкан тай-сабаки (или тайно хенко), который мы повторяем много раз, или укэми вперед и назад.

Потом примерно через два года я увидел французскую версию "Будо Реншу", и теперь много людей во Франции и других странах изучают этот текст. Конечно, Основатель никогда не писал книги, но - как я это понимаю - во время специальной летней школы, которую он давал в ранних 30-х два-три его ученика продолжили его дело. И девушка, которая училась рисовать, сделала наброски движений. Основатель просмотрел работу и дал свое одобрение на нее как на обучающую инструкцию. Мы должны помнить, что люди, написавшие эту книгу, были не экспертами, а только учениками; поэтому описания движений очень коротки.

П.М.: Мне кажется, что "Будо Реншу" не так уж и легко объяснить. Текст довольно краткий.

К.С.: Да, даже японскую версию книги не всегда легко понять.

П.М.: Так почему же Вы думаете, что эту книгу так важно изучить? Вы считаете, что она содержит сущность тренировок айкидо?

К.С.: Мы должны помнить, что книга была написана до того, как Основатель назвал свое творение "Айкидо". Он изучал многие формы традиционного будо, и я думаю, что он точно говорил, что то, что содержится в книге не айкидо, которое более очищено, чем техники "Будо Реншу", похожие больше на джиу-джицу, самооборону. Они очень прямые и простые. И некоторые части книги я нахожу легкими для понимания, хотя другие ее части пока еще очень трудными. А некоторые техники требуют очень хорошее укеми, поэтому только старшие ученики могут справится с ними. Так что я не могу нормально использовать все что написано в книге.

Когда настоящий Дошу, Моритеру Уэсиба Сэнсэй, в прошлом году посетил летнюю школу БФА, мы обсуждали с ним книгу, и он одобрил мою идею основывания моих тренировок айкидо на этой книге. Даже хотя в ней и не чистое айкидо, надо сказать что очень много людей интересуются книгой сегодня и практикуют ее - не только занимающиеся айкидо, но и ученики других боевых искусств - так что мы должны знать кое-что о ней.

П.М.: Итак, вернемся к моему первому вопросу: используя "Будо Реншу", Вы обучали основным движениям тай-сабаки.

К.С.: Мне нравится начинать с тайчи-вадза катате-дори для изучения тай-сабаки, потому что через этот первый основной захват мы можем начать изучать правильную ма-ай. От катате-дори мы можем научится правильному сокумен (уход в сторону) - это самое безопасное место, когда Вы находитесь сбоку от Вашего партнера, в его "мертвой точке", на японском мы называем это ши-каку. И также научиться в какую сторону двигаться, в каком направлении и т.д. Да, я нахожу, что захват катате-дори действительно полезен для тренировок.

После того, как опубликовали французский перевод "Будо Реншу", я пообещал ученикам, что когда посещу Францию, то буду использовать этот учебник; и я основывал на нем свои курсы в Париже в январе. И то же самое я делал в Agen около Тулузы в марте; и конечно я основываю на этом учебнике свои тренировки в Соединенном Королевстве. И я увидел в изучении "Будо Реншу", что эти базовые техники находятся в более ранних опубликованных японских книгах: катате-дори учи-кайтэн-нагэ, сото-кайтэн-нагэ, тэнчи-нагэ и другие техники. Также техники от риоте-дори. По существу, все движения айкидо одинаковые. Ваш центр движется вместе со всем Вашим телом, а не только с Вашими руками. Вы не должны двигать Вашей рукой от плеча без движения Вашего тела. Один шаг - вперед или назад - Ваша ступня и голова вместе. Все это объясняется в "Будо Реншу". Странно: если мы пытаемся сделать вещи из этой книги вместе с нашими предыдущими знаниями, то это трудно. Но если мы приближаемся к простому, к начальному, то это работает. Как я уже говорил, то что содержится в книге не совсем айкидо, но основные принципы движений айкидо в ней есть. В частности, я нашел принципы кокю-нагэ в этой книге (Вы тоже можете их найти в "Такемусу Айки" Саито Сэнсэя, том 4: кокю-нагэ).

П.М.: Да, но для нас является проблемой то, что у большей части техник в "Будо Реншу" нет никаких имен.

К.С.: Да, иногда они описываются как "кокю" или "айкинагэ". Потому что когда книга была написана, техникам айкидо еще не дали названий. Я думаю, что сущность кокю-нагэ - это координация. Основное движение - это кокю-хо (кокю - это упражнение, или прием). Если, делая кокю-хо с тай-сабаки, Вы бросаете Вашего партнера, то кокю-хо превращается в кокю-нагэ. Я считаю, что все техники должны основыватся на кокю-хо. Через кокю-хо Вы контролируете все тело Вашего партнера через его локоть (напр., икке, санке и т.д.) или запястье (как в никке). Так же Вы увидите, что шихо-нагэ, ирими-нагэ, котэ-гаэши и тэнчи-нагэ - все базируются на том же принципе. Разница заключается только в направлении, в котором Вы двигаетесь, или в том, как работают Ваши руки: поднимаются, опускаются, возвращаются или продолжают движение, делаете ли Вы ирими или тэнкан и т.д.

П.М.: Я подумал, что замечание, которое Вы сделали в другой день, очень мудрое. Вы сказали, что если Вы можете вывести Вашего партнера с его весом только на одну ногу, то техника практически завершена.

К.С.: Верно. С этой позиции Вы можете продолжать в любом направлении. Так что не обязательно делать бросок. Фактически, на тренировках айкидо мы действительно не нуждаемся в татами.

 
© Рюсинкан.ру